Византийская церковь

Византийская церковь
– находилась в тесной связи с состоянием государства. Историю ее можно разделить на 4 периода. Первый период – от издания Константином В. миланского эдикта в 313 г., коим христианство было поставлено во главе и выше всех религий. В этот период организуется управление при посредстве митрополитов и поместных соборов и развиваются богослужение и церковная дисциплина. Этот период знаменуется ростом православия и появлением в его среде ересей. Для сохранения чести и спокойствия христианской церкви К. созвал Первый вселенский собор в г. Никее (325 г.). На этом соборе был составлен так называемый никейский символ веры. Кроме того собор занялся решением вопросов о праздновании Пасхи, о безбрачии духовенства, о правах и власти епископов. Собор установил церковный мир, но непрочно. Вообще после Константина и до Феодосия церковь переживали тяжелое время вследствие господства ариан и гонения на православных епископов. Некоторое умиротворение внес 2-й вселенский собор, в 381 г., в Константинополе. Был окончательно составлен символ веры из 12 членов. Феодосий В. прилагал много усилий к прекращению споров. Он издал указы, в которых говорил: "мы желаем, чтобы все, следующие закону вселен. собор., именовались христианами кафолическими, а инакомыслящие назывались еретиками". За арианскими возникли в церкви новые споры – несторианские. Виновником ереси был Несторий, архиепископ константинопольский, учивший, что естества в Христе были разделены, что рождение Христа от Девы, по Несторию, Христородицы, было человеческое. Лжеучение это естественно вызвало волнение и побудило вождя православных, архиепископа александрийского Кирилла, выступить против Нестория. Был созван третий вселенский собор в 431 г. в Эфесе, формулировавший догмат о воплощении Господа Иисуса Христа. Но Эфесский собор, распавшись на 2 части – несторианскую и православную, не примирил церкви. Из несторианства выродилась монофизитская ересь, родоначальником коей был монах Евтихий, осужденный на соборе в Константинополе (448 г.). Однако на соборе следующего года высказались открыто в пользу монофизитства. В 451 г. император Маркиан созвал IV вселенский собор в Халкидоне. Здесь торжественно утверждено вероопределение и составлено несколько канонических правил. Ересь не была еще совершенно истреблена; лжеучения глубоко разрослись в стране, и под их влиянием открыто происходили мятежи, возмущения. Это вызвало неудачное вмешательство гражданской власти в лице императоров Василиска (466 - 477 г.) и Зенона, которые бестактными мерами только способствовали развитию монофизитства. Позднее император Юстиниан по вступлении на престол деятельно занялся церковными делами. Он крестил многих язычников, содействовал постройке храмов и монастырей. Самою его пламенною заботою было умиротворить церковь. В 553 г. император созвал пятый вселенский собор в Константинополе при участии 164 епископов во главе со столичным патриархом Евтихием. Но после этого собора монофизитство проявилась в новом виде, как ересь монофелитская. Она приобрела широкое распространение при императоре Ираклии. Чтобы пресечь возникшие волнения, Ираклий в 638 г. издал указ, провозглашавший учение об одной воле во Христе. Указом Констанса II, преемника Ираклия, в 648 г. под названием "типос" совершенно запрещались споры об одной и двух волях во Христе, причем явное предпочтение было отдано монофелитству. Типос вызвал протест православных, из коих многие поплатились жизнью. Тогда же выдвинулись борцы за православие: иерусалимский патриарх Софроний, св. Максим Исповедник и папа римский Мартин. Император Константин Погонат отказался от гражданского вмешательства и в 680 г. созвал шестой вселенский собор в Константинополе, на котором были признаны "две естественные воли и действие во Христе, согласно сочетавшиеся для спасения рода человеческого". Для церкви наступили мир и покой. В VIII веке появилась совсем новая ересь – иконоборческая. Император Лев Исаврянин, в интересах государства, предпринял гонение на церковь: иконы истреблялись, св. мощи уничтожались, монастыри и богословские школы закрывались. Но ненадолго: седьмой вселенский собор в Никее в 787 г. при императрице Ирине с участием 307 отцов церкви утвердил иконопочитание. При Михаиле I, Льве Армянине, Михаиле II и Феофиле – убежденных иконоборцах – ересь снова боролась с православием. Наконец, 11 марта 843 года, собор при содействии императрицы Феодоры провозгласил иконопочитание, постановил ежегодно в первый воскресный день четыредесятницы совершать особое торжество православия. Во все время Император имел большое влияние на дела церкви, напр., на избрание патриархов и епископов. К концу этого периода особенно широко расцвело монашество. Из келий, в которых жили монахи, составлялись лавры и монастыри, руководствовавшиеся сначала уставом св. Василия В. – в константинопольской – и св. Саввы освященного в иерусалимской церквах. В этот период обращено было много внимания на богослужение. Стали употребляться колокола, свечи, фимиам, появились песнопевцы и творцы, из коих славен св. Иоанн Дамаскин, усовершенствовалась проповедь. Второй период истории виз. церкви простирается до 1054 г. и характеризуется отпадением от единой вселенской церкви западной. Причиной распадения была борьба 2-х партий: игнатианской во главе с патриархом Игнатием и фотианской во главе с Фотием. Император Варда лишил первого в 857 г. престола, Игнатий не хотел признать вновь избранного Фотия. В 859 г. созванный собор стал на сторону Фотия. Начались смуты, которые использовал папа римский Николай I. Он выступил против Фотия, думая показать свою власть, но ошибся в расчетах. Фотий энергично противодействовал и отстоял независимость византийской церкви не только перед Николаем, но и перед папами Адрианом II и Иоанном VIII, а собор (879 - 880) закрепил притязания Фотия. Отсюда начинается история разделения церквей. В X веке папа Сергий III вмешался в дело о бракосочетании императора Льва Философа. Лев недоволен был патриархом Николаем Мистиком, осудившим брак, и заместил кафедру Евфимием. Собор 920 г. при участии папских легатов признал Николая правым. Натянутые отношения между Римом и Константинополем порвались окончательно в середине XI века. Возмущенный притязаниями римского папы Льва IX, патриарх Μ. Керулларий уклонился от переговоров с посольством кардинала Гумберта. 16 июля 1054 г. Гумберт положил во время богослужения в храме св. Софии отлучительную буллу папы. Тогда Керулларий созвал собор, на котором римских легатов предали анафеме. В недрах самой византийской церкви происходили трения. Патриарх Тарасий кротко относился к иконоборцам и попустил незаконный брак Константина VI из принципа так называемой экономии, т. е. ради высших целей церковно-государственной политики нарушил церковные каноны. Противником выступила монашеская партия, порвавшая общение с патриархами Тарасием, Никифором, Мефодием. Борьба между белым духовенством и черным достигла апогея во времена патриарха Арсения (1255 - 1260 - 1261 - 1267 гг.) Раздоры усугублялись неуничтожавшимися ересями, каковы: павликианство, аревурды, или дети солнца, – смесь христианства с почитанием Ормузда, евхиты, или энтузиасты. Из положительных сторон этого периода нужно упомянуть деятельность византийских миссионеров, распространявших в Пелопоннесе, Эпире, Фессалии, а также среди болгар, кроатов, славонцев, далматинцев, буковинов и русских свет христианского учения. Третий период В. церкви длится от 1054 до 1453 г. Блестящий вначале, он ко времени господства латинян и нападения турок являл признаки упадка. В 1099 г. на соборе в Бари были сделаны попытки воссоединить западную и восточную церкви. Со стороны папы выступил знаменитый Анзельм Кентерберийский, но ни он, ни позднее архиепископ Петр Хрисолан не добились церковного союза. Переговоры возобновились в царствование Мануила Комнина (1143 - 80 гг.), когда особенно хлопотал патриарх Фома Морозини. Его попытки продолжал Герман II (1232 г.). Особенно известна лионская уния (1274 г.) Подобные же попытки были при Иоанне Кантакузине, Иоанне V Палеологе, который лично ездил к папе, но дальше слов никто не шел. Наконец в 1439 г. ферраро-флорентийский собор провозгласил формальную унию. Византийцы не сочувствовали унии и предпочитали "лучше видеть в Константинополе турецкую чалму, чем папскую тиару". В этот период возгорелись снова христологические споры, возбужденные еретиками – монахом Нилом, архиепископом Евстратием, митрополитом Львом и другими. Первый спор был из-за слов: "ты еси приносяй и приносимый и приемляй"; второй из-за понимания слов Христа: "Отец мой болий Мене есть" (Иоан. 14, 28), и третий по поводу: "анафема Богу Магометову, о котором Магомет говорит, что он есть Бог". Споры были достойно осуждены византийской церковью. Из крупных религиозно-философских движений известны богомильство, ересь Варлаама, движение исихастов. Каноническое законодательство трудами соборов 861 г. и императоров Василия Македонянина и Льва Мудрого, а также патриарха Фотия обогатилось и значительно расширилось. В XI и XII веках появились известные комментаторы церковного права Иоанн Зонара, Алексей Аристин и Федор Вальсамон, Арсений (1225), Константин Арменопул (1350) и Матфей Властарь. Центром монашества была св. гора Афон; известны также в Константинополе Студийская обитель, Перивлент, монастырь Акимитов, в Пелопоннесе монастырь Великой пещеры, в Аттике – Дафнийский, в Беотии – св. Луки, в Фессалии – Метеорские и на Патмосе – св. Иоанна Богослова. Широкое развитие получило церковное искусство (архитектура, живопись, мозаика, позолота, резьба, миниатюры, музыка, пение). Богослужение дополнилось новыми чинами и праздниками.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Византийская церковь" в других словарях:

  • Церковь Святых Апостолов — Церковь Святых Апостолов: Церковь Святых Апостолов (Венеция)  церковь в Венеции, в районе Каннареджо. Церковь Святых Апостолов (Салоники)  крестокупольная базилика в городе Салоники, Греция. Церковь Святых Апостолов (Афины) … …   Википедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ — восточная часть Римской империи, пережившая падение Рима и утрату западных провинций в начале Средних веков и просуществовавшая до завоевания Константинополя (столицы Византийской империи) турками в 1453. Был период, когда она простиралась от… …   Энциклопедия Кольера

  • Церковь Святых Апостолов (Афины) — У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святых Апостолов. христианский храм Церковь Святых Апостолов Солакиса греч. Άγιοι Απόστολοι Σολάκη …   Википедия

  • Церковь Хора — Фасад церкви Хора Церковь Христа Спасителя в Полях (греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывш. Константинополь). С 1948 г. открыта… …   Википедия

  • Византийская империя — лат. Imperium Romanum Orientale греч. Βασιλεία Ῥωμαίων Империя …   Википедия

  • Византийская Империя — Восточная Римская империя Ромейская империя Imperium Romanum Βασιλεία Ῥωμαίων Basileía tôn Rhōmaíōn …   Википедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением в ней христианства (т.е. с 6 – 7 вв.); предшественниками этой философии являются греч. отцы церкви: Прокопий из Газы (465 – 525), Леонтий Византийский (475 – 543), Иоанн… …   Философская энциклопедия

  • Византийская философия — создавалась на греческом языке в условиях «ромейского» (букв, «римского») государства с центром в Константинополе, самосознание и формы которого были непосредственно преемственными по отношению к поздней Римской империи. За условную дату начала… …   Энциклопедия культурологии

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I — [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»